?

Log in

Исчезнувшая Москва. Большая Якиманка. - Alexander Ivanov [entries|archive|friends|userinfo]
Alexander Ivanov

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Исчезнувшая Москва. Большая Якиманка. [Apr. 19th, 2012|07:30 pm]
Alexander Ivanov
[Tags|, , , , , , , ]

Впервые за всю историю моей серии «Исчезнувшая Москва» пост посвящён улице, находящейся в центре города, внутри Садового кольца. До этого всё было за его пределами, в границах Камер-коллежского вала. И это легко объяснить, ведь я беру места, которые сильно изменились, чтобы было интереснее сравнивать, а внутри Садового кольца большинство улиц не так кардинально перестроены. Но Большая Якиманка – исключение. Из всех ныне существующих улиц в пределах Садового кольца ей досталось больше всего (я не говорю про улицы и районы, которые исчезли полностью, - Зарядье, Арбат и т д). От старой застройки Якиманки осталась лишь четверть, если не меньше. Чётная сторона уничтожена целиком, нечётная частично сохранилась.





Якиманка, это единственная из радиальных улиц внутри Садового кольца, которая подверглась тотальной реконструкции в 1970-х – 1980-х годах. Из неё решили сделать магистраль, застроенную современными домами. Улицу расширили в три раза, ради этого снесли всю чётную сторону.
И если в предыдущих моих постах из этой серии на многих фотографиях встречались деревянные дома, или малоценные каменные, которые не могли сохраниться в мегаполисе, то вся снесённая застройка Якиманки представляла исключительную ценность! Это классические и ампирные особняки XVIII-XIX веков, это и доходные дома начала ХХ века, интересные в архитектурном плане.

План 1952 года, где я обвёл здания, сохранившиеся с тех пор. Тут хорошо видно, сколько домов сохранилось на Якиманке. С западной стороны от улицы уничтожена почти вся историческая застройка, сеть Бабьегородских и прилегающих к ним переулкам стёрта с лица земли. Частично на этом месте теперь парк Искусств, частично – новая застройка Якиманки.




Начнём прогулку от Калужской площади (про саму площадь отдельная история, как-нибудь тоже пост сделаю).

1. Вид в сторону центра. По правой стороне – пятиэтажный доходный дом братьев Старшиновых (№47), построенный в 1910-е годы архитектором В.В. Шервудом. По левой стороне – ряд особняков XVIII-XIX веков (№52-60), их ряд продолжает высокий доходный дом (№50).


Улицу расширили в три раза, и снять с той же точки не получается. Сейчас точка где-то на разделительной полосе, или даже ближе к той стороне улицы.

Создаётся впечатление, что это совершенно другая улица. Дом братьев Старшиновых снесён в 1973 году. Особняки слева снесли ещё в 1960-х годах, при строительстве новых домов 52-58. Дом 50 достоял до 1983 года.


2. 1973 год. Дом братьев Старшиновых был надстроен после войны, и стал семиэтажным. Снесли его в 1973 году по непонятным причинам. Возможно, для расширения французского посольства. Справа – выход из метро Октябрьская-радиальная. А дом уже окружён строительным забором, и готовится к сносу.




Примерно этот же вид сейчас.




3. Проходим чуть дальше. Следующий дом по правой стороне – дом 45.


Послепожарный ампирный особняк №45 по Большой Якиманке в 1886 году принадлежал некоему Клименкову. Здесь после окончания медицинского факультета Московского университета поселился Антон Павлович Чехов. Сначала Чеховы жили в доме Лебедева, позади знаменитого дома Игумнова, а с 1886 года поселились в нижнем этаже дома Клименкова. Верхний этаж хозяин сдавал для устройства свадеб, поминок и прочих собраний местным жителям. Соседство квартиры молодого писателя с кухмистерской давало широкий простор для наблюдения нравов и быта старой Москвы. Считается, что сюжет "Свадьбы" зародился у Чехова именно здесь. (из книги "Якиманка", 1998).

В 1973 году особняк, в котором жил Чехов, был снесён вместе с доходным домом Старшиновых.



На месте него построено новое здание Французского посольства. Напомню, что Французское посольство поселилось в 1938 году в доме Игумнова, а в 70-е решило расшириться, за счёт ценной исторической застройки…



Вот, во что хотели превратить Якиманку в 1970-х годах. Надо сказать, это почти удалось.
А ведь убрать дом Игумнова и соседний особняк, и получится обычный спальный район, какое-нибудь Чертаново или Орехово-Борисово.


Но тем-не менее, даже по этому проекту дом №45 (где жил Чехов), планировали сохранить! В итоге даже его снесли.


4. Смотрим на другую сторону улицы. Перед нами дом 50 по Якиманке – ещё один большой доходный дом в стиле модерн, весьма интересный в архитектурном плане. Построен в 1910-е годы архитектором В.А. Мазыриным. Правее виден одноэтажный дом причта церкви Иоанна Воина, построенный ещё в XVIII веке. Ещё дальше – ограда и ворота церкви, построенные в середине XVIII века.



Дом снесён осенью 1983 года. На тот момент фактически вся чётная сторона улицы была снесена, он был почти последним домом. И после его сноса в 1984 году улицу расширили. Дом причта тоже сломали, а церковные ворота перевезли на рельсах на новую красную линию, как это делали с домами в 1930-е годы. Колонны ограды перенесли подъёмными устройствами по одному.

Это же место сейчас. Церковь Иоанна Воина в окружении современной застройки. Совсем недавно фоном для неё стал «Имперский дом», самое высокое здание на фотографии.



1984 год. Перевозка ворот.



Перенос колонн ограды.



5. 1910-е годы. Оглядываемся назад, в сторону Калужской площади. В доме 45, как видим, в то время располагалась женская гимназия В. Гельбиг.



Ни одного старого здания не осталось. Слева – новое здание посольства Франции.



Калужская площадь с памятником Ленину в центре – как эпицентр разрушения исторической среды. Не то, что на самой площади ничего старого не осталось, да уже и на подходах к ней вся историческая застройка уничтожена, только и остались – дом Игумнова и церковь Иоанна Воина. Радиус разрушения среды от площади – по 300-400 метров.

6. Проходим чуть вперёд и ещё раз оглядываемся назад. 1964 год. Теперь хорошо виден флигель дома 45. На переднем плане слева – ограда дома Игумнова.



Кроме дома Игумнова и его ограды ничего ценного не осталось.




7. Почти этот же вид, от дома Игумнова. Напоминаю, что особняк Игумнова построен в 1895 году по проекту ярославского архитектора Н.И. Поздеева. Много разных легенд и историй связано с этим домом.



8. Вид с крыльца дома Игумнова на противоположную сторону Якиманки. На той стороне дом 44 – особняк, видимо, начала XIX века с переделанным во времена эклектики декором.



Улица расширена в три раза. Лет 10 назад на той стороне построили новодел, нелепо стилизованный под ампирный особняк.




9. 1972 год. Снос особняка с предыдущей фотографии.



Так это выглядит сейчас.



10. Следующий дом по чётной стороне - №40. Построен в 1910-е годы в стиле функциональный модерн. Архитектора пока не удалось установить. Фотография конца 1970-х годов. Перед домом мы видим пустыри на месте снесённой в 1970-х годах старой застройки. То есть доходный дом изначально был построен во дворе! Что весьма странно, обычно в начале ХХ века старая застройка по красной линии сносилась, и на их месте строили новые доходники. Видимо владелец пожалел ампирные особняки, и новый дом с совершенно уличным фасадом построил во дворе. Может быть, предполагал, что когда-нибудь улицу расширят, и фасад выйдет прям на красную линию.



В 1984 году улицу расширили, как-раз, прямо до дома 40. А то, что мы видим на этой фотографии – на самом деле новодел. Подлинный дом был снесён в 1993-94 годах, и позже заменён копией.


Интересно приглядеться к деталям дома. Между вторым и третьим этажами вдоль всего фасада идёт линия мозаичного панно. По некоторым данным на них изображены пейзажи Швейцарии.
Краевед Станислав Величко пишет:
«Керамические фризы сломали с домом. Пытались сохранить, но плитка лопалась - из-за твердости марки цемента на которую её крепили. Большую часть сняли, выполнили по ней новое произведение, часть забрал себе керамист, другую, и большую часть, выкинули.»

Интересно сравнить старую мозаику с новой. Сверху – старая, ниже – вклейка новой мозаики:




11. Посмотрим с той же точки, с угла 1-го Спасоналивковского переулка вперёд, в сторону центра.


Конец 1960-х годов. В кадре дома 34-40, крепкие особняки времён классицизма. За ними, во дворе, стоит новый дом 32, экспериментальный панельный жилой дом серии И-294, построенный в 1967 году.

Всю линию особняков снесли в 1970-е годы, в 1984 расширили улицу, прям до панельного дома. Следующий дом, 26, построен уже в 1980-е годы. И теперь эта сторона Якиманки ничем не отличается от унылого спального района.



А теперь несколько видов с балкона панельной многоэтажки.

12. Вид в сторону Калужской площади. 1972 год.


Справа в кадре – торец доходного дома 40 (того, что с мозаикой). Тут хорошо видно, что перед ним, на месте будущей проезжей части, умещалась ещё целая линия домов, и даже их дворы. По той стороне вдалеке видны дом Игумнова, и соседние дома 45 и 47.

13. Почти такой же вид. Теперь виден ещё дом 50.



14. Снос особняков, 1972 год.



15.



16. Вид в сторону центра. 1970 год.


На преднем плане – уже лужайка на месте снесённых домов 32 и 34. Далее налево уходит 1-й Бабьегородский переулок, а направо – 1-й Хвостов. Правая сторона сохранилась, а вся левая – снесена. Тут видно, какой узкой была раньше Якиманка, теперь всю бывшую «лужайку», дома левой стороны и их дворы занимает проезжая часть.

17. Это же место практически с земли, но уже позже, после сноса домов за 1-м Баьбегородским переулком. Дальше, за Земским переулком, застройка ещё сохраняется.



Этот же вид с земли. Это уже начало 1980-х годов, но дома дальше по чётной стороне ещё стоят.



Вид примерно с этого же места (точно снять не получилось, ибо пришлось бы стоять на разделительной полосе). А здание справа – не что иное, как перестроенная церковь Петра и Павла в Хвостове.



18. Так она выглядела до перестройки.



В 1930-е годы колокольня снесена, а основной объём церкви встроен в новое здание.




19. Вид с этого же места в сторону Калужской площади. 1912 год. Слева – 10-я мужская гимназия (Дом 33), правее – ряд трёхэтажных домов (35-39).



Это же место сейчас:


Гимназия сохранилась без изменений. А вот с домами дальше – интереснее. На первый взгляд может показаться, что старые дома снесены, и заменены сталинками. Более явное ощущение было, когда между ещё не была снесена средняя часть большого «сталинского» дома, всё визуально воспринималось, как один длинный дом. На самом деле всё это –четыре перестроенных и надстроенных дореволюционных дома. Один из них просто недавно был снесён, и теперь посреди «сталинского» дома – дырка. А на фотографии обратите внимание на окна третьего этажа, их высоту и расстояние между четвёртым этажом. В в дальнем доме, так вообще – одна часть – шестиэтажная, другая – пяти.

И лирическое отступление. Если зайти в подворотню «сталинского» дома 35, то мы увидим наличники XIX века. Именно такие раньше присутствовали и на фасаде по Якиманке.




Ещё возраст постройки выдаёт перекрытие подворотни.




20. 1910 год, дом 37. В то время – меховая фабрика Сорокоумовских.



При Сталине дом был надстроен, перестроен, и влился в общий комплекс 35-39.

Недавно был снесён именно дом 37, а создаётся впечатление, что выломали среднюю часть большого сталинского дома.




Дома с предыдущих фотографий – не единственный пример сталинской перестройки Якиманки. Дальше – ещё пара домов.


21. 1937 год. На переднем плане, слева – доходные дома 25 и 27.




После войны они были надстроены, перестроены, и опять же, получился один большой сталинский дом.




А теперь пройдём ещё ближе к центру, и посмотрим на чётную сторону улицы.

22. Перед нами – ещё один прекрасный образец застройки рубежа XIX-XX веков, с чертами промышленной архитектуры. Это дом бесплатных квартир Московского Купеческого Общества имени К.А. Попова и братьев Сорокоумовских, стоящее между Земским и 2-м Голутвинским переулками. Поповы - известные текстильные и чайные предприниматели, Сорокоумовские - производители мехов. Дом числился во владении 26.




Здание достояло до 1982 года.

Теперь нет ни дома, ни переулков, между которыми он стоял. А есть совершенно чужеродная этой части Москвы застройка – справа – Президент-отель (строился в 1983 году, как гостиница «Октябрьская» - для партийной элиты). Слева просто жилой дом, № 26.




23. Вид улицы в сторону Калужской площади. Справа – дом с предыдущей фотографии.




Теперь и смотреть не на что.




Проходим ещё ближе к центру, и оглядываемся назад.

24. Справа – дом 22 по Якиманке, семиэтажный доходный дом 1910-х годов. К сожалению, нормальных фотографий его фасада я пока не нашёл, только вот такие куски. Далее, за 3-м Голутвинским переулком – двухэтажный дом 24.




Интересно, что дальше Якиманка поворачивала в сторону Водоотводного канала, исторически она не соединялась с Полянкой. И только в 1960-е годы был пробит Якиманский проезд.

25. Начало 1970-х годов, вид с Якиманского проезда в сторону Калужской площади.



Кусок начального участка Якиманки виден справа. Слева выходит Малая Якиманка, которая была перерезана. Четырёхэтажный дом построенный архитектором Кольбе, был снесён в 2011 году. Кадр иллюстрирую, какой по ширине была Яиманка до 1984 года. И высотка застройки улицы на этом участке – 5-7 этажей, это в основном доходные дома начала ХХ века. Справа виден кусок дома 18.

26. Вид Якиманки от угла Полянского переулка в сторону Водоотводного канала.



Слева – тот самый дом 18 с предыдущей фотографии. Крайний дом справа сохранялся до недавнего времени, на месте следующих домов по правой стороне и церкви Иоакима и Анны (которая и дала название улице – Якиманка), в 1960-е годы как-раз прошёл Якиманский проезд.

Дом 18 был снесён в 1983 году, одним из самых последних на Якиманке. Через год улицу расширили. Справа, на месте снесённых в прошлом году домов, теперь строительный забор. Кажется, что ничего не осталось от домов с предыдущей фотографии. На самом деле, если приглядеться, впереди, на «старом», начальном участке Якиманки ещё стоят дома 5 и 7. На старой фотографии их тоже видно.




Этот же вид, только с высоты. 1970-е годы.




27. И вот, наконец, вид дома 18 с фасада. Это был, наверное, самый интересный доходный дом на Якиманке!




Теперь на его месте расширенная проезжая часть и жуткое офисное здание.




28. И в завершение – фотография церкви, которая дала название улице.




Она была снесена в 1960-е годы, при пробивке Якиманского проезда. Теперь вид с этой же точки выглядит так:




Окрестности Якиманки - самая пострадавшая часть Замоскворечья. А сама Якиманка - самая пострадавшая в центре из сохранившихся улиц. Но всё-равно, рассказывать про эту улицу, переулки, сохранившиеся дома и связанных с ними людей можно бесконечно! Кому интересно, приходите на мою экскурсию по Полянке и Якиманке.

Все старые фотографии взяты с сайта http://oldmos.ru/

Посты по теме:
Исчезнувшая Москва. Преображенская площадь и окрестности.
Исчезнувшая Москва. Октябрьская улица.
Исчезнувшая Москва. Прогулка По Зарядью. Теперь в 3D
Исчезнувшая Москва. Дорогомилово. Часть 1.
Исчезнувшая Москва. Дорогомилово. Часть 2.
Исчезнувшая Москва. Дорогомилово. Часть 3.
Исчезнувшая Москва. Новослободская улица и окрестности.
Исчезнувшая Москва. Долгоруковская улица и окрестности.
Исчезнувшая Москва. Немецкая слобода и окрестности.
Исчезнувшая Москва. Большая Грузинская улица.
Исчезнувшая Москва. Прогулка по Зарядью.



LinkReply

Comments:
[User Picture]From: olgatt
2012-04-19 04:18 pm (UTC)
Охохо. Как же жаль историю. И спасибо за интересный пост.
(Reply) (Thread)
From: kry177
2012-04-19 08:37 pm (UTC)
>>25. Начало 1970-х годов, вид с Якиманского проезда в сторону Калужской площади.

>>Кусок начального участка Якиманки виден справа. Слева выходит Малая Якиманка, которая была перерезана.
кажется, лево с правом попутано?..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2012-04-19 08:40 pm (UTC)
Нет! Всё правильно, это же вид в сторону Калужской площади.
http://maps.yandex.ru/-/CNu1ZS~N
Сейчас этот же вид.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kry177
2012-04-19 08:42 pm (UTC)
а , чорт, тупак на меня напал)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: g_a_k_i
2012-04-19 08:41 pm (UTC)
С огромным удовольствием читаю Ваши посты Спасибо! каждый раз поражаюсь - какая соразмерная и физиологичная городская архитектура возникла в начале прошлого века. Недавно была в Иркутске и сокрушалась - насколько не любят свой город современные иркутские архитекторы. Но до наших московских им ещё далеко!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2012-04-19 08:43 pm (UTC)
Именно! Хотя эти доходные дома 100 лет назад тоже ругали, обзывали монстрами, и оплакивали старые двухэтажные особняки, на месте которых строили доходники. Но всё-равно, то была архитектура очень высокого качества. А сейчас - полная "архитектурная импотенция" и хаос.

Да уж, обгоняет Москву в этом плане разве что только Казань)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ignoratus
2012-04-20 06:31 am (UTC)
конечно, пространство для жизни не приспособленное. И жуткое в смысле архитектурного фона. Но вот перспектива Кремля с Иваном Великим от Октябрьской площади... -он как видение какого-то Китеж-града.
И удивительный вид на дом Игумнова, когда поднимаешься по крутому переулку где справа -Иван Воин, а сама этот храм на каких-то обнажившихся арках (Пиранези вспоминается), а рядом лопухи деревенские. Когда это видишь, то кажется, что московский дух еще жив...
очень надеюсь попасть когда-нибудь на Вашу экскурсию. Сам -то я сейчас в Питере живу...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2012-04-20 08:07 am (UTC)
Правда там колокольня теряется среди всего этого хаоса Якиманки)

Да, с Якиманского переулка хороший вид на храм и дом Игумнова. Но вообще Якиманка и окрестности - самое перестроеное место в Замоскворечье. В районе Пятницкой, Ордынки и Новокузнецкой есть места, где вся среда сохранилась, и там гораздо сильнее чувствуется дух старой Москвы.
Буду рад, если как-нибудь попадёте!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lelekbolek
2012-04-20 10:02 am (UTC)
Спасибо за интересный пост. С удовольствием читаю Вас. А тут так вообще показали родные места. Как раз через арку (фото 18-19) домой ходил.... Жил в доме 35 стр2. снесли его пару лет назад. 3 корпус снесли в середине 2000-хх. А место так и пустует. Дом был 3-х этажный вверху и столько же этажей вниз: шахматный клуб, котельня и остатки подвалов старой кожевенной фабрики. По слухам в доме какое то время НКВД сидело. а потом коммуналки сделали... При мне там еще внуки и правнуки служителей органов жили....
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ezhishka
2012-04-20 11:57 am (UTC)
Я тоже выскажусь по поводу 19 фото: Вы правы, дом 35, стр. 1 действительно 3-х этажный надстроенный. Разница в этажах и-за того, что чердак старого дома не разбирали, а надстроили на него. Пару лет назад, когда потекли трубы и пришлось вскрывать потолок, он и обнаружился - около 1,5 метров пустого пространства над деревянными перекрытиями.

В левом подъезде, если смотреть на дом, сохранилась на первом этаже белокаменная (?) лестница с чугунной оградой.

Но мне, например, до сих пор не понятна внутренняя планировка дома, т.к. со снесенным домом 37 у них был один общий подъезд, но уровень квартир разный, да и сам подъезд очень советский по виду внутри.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2012-04-20 08:59 pm (UTC)
А лестница с чугунной оградой в каком подъезде, не понял? Со стороны улицы, или со стороны двора?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ezhishka
2012-04-21 10:11 am (UTC)
Со сторны улицы, там где на доме много вывесок различных организаций, прямо напротив пешеходного перехода.
Не то чтобы там прямо она вся уцелела, но возраст дома отлично передает)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ignoratus
2012-05-06 09:12 pm (UTC)
Александр, у Вас все в порядке?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2012-05-07 07:47 pm (UTC)
Не понял, к чему Вы это?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ignoratus
2012-05-07 07:59 pm (UTC)
я заволновался, когда узнал про парня, сорвавшегося с пожарной лестницы на Якиманке... Ваш собрат, может Вы его даже знали
кажется, это его ЖЖ
http://sekira.livejournal.com/25563.html#cutid1
ну и вообще тревожно за москвичей -у меня друзья на той же Якиманке вчера были. Берегите себя.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2012-05-07 08:05 pm (UTC)
Меня два дня в Москве не было, не знал про этого парня. Печальная история...
А по пожаркам я никогда не лазил и не лазию, уже слышал, что иногда они отламываются. Тут то речь шла про лестницы внутри подъездов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ignoratus
2012-05-07 08:25 pm (UTC)
это произошло у дома 35 - надстроенного сталинского. В СМИ было сказано что мужчина 26 лет - имя так до сих пор и не сообщили. Царствие ему небесное...
Всего Вам доброго и с Праздником!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2012-05-07 08:26 pm (UTC)
Спасибо, и вас тоже с праздником!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: old_bazil
2012-04-23 06:02 am (UTC)
Добрый день Александр

Понимаю что не совсем в тему. У меня нет вашей почты поэтому пишу сюда.
Вот скан открытки:


Никак не могу понять где это. Я думаю, что название открытки указано ошибочно.
Если сможете помочь, то огромное спасибо.

С уважением
Василий
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2012-04-23 07:19 am (UTC)
Доброе утро!
Всё правильно, это дом 1/23 (В.Е.Балихина) на углу Коровьего вала и Мытной улицы.

Вот развёртка по Коровьему Валу от Калужской площади.
http://oldmos.ru/upload/photos/4/6/8/4230_468b9a6b9b55a5bbf6d67b9a4e1f20cb.jpg

Вот тут, на снимке 1972 года, он ещё стоит, у правого края кадра:
http://oldmos.ru/upload/photos/6/c/7/7538_6c7c19f1cbe681b59ce1e6ae41ff3158.jpg
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: old_bazil
2012-04-23 07:30 am (UTC)
Огромное спасибо. Не ожидал такого быстрого ответа В-)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: antares68
2012-10-20 06:44 pm (UTC)
Прошу прощения, но ни одной фотографии не видно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: don_serhio
2012-12-02 10:15 pm (UTC)
Дааааааааааа, интересно и печально. Если туристы сейчас не едут в Москву, то какой дурак - турист поедет лет через 50? Ведь сносить-то продолжают
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2012-12-02 10:44 pm (UTC)
Я вот порой задумываюсь - во сколько раз больше бы было туристов, если бы Москва осталась такой, как 100 лет назад!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jusi_lebedi
2013-09-19 08:13 pm (UTC)
Искала материал по истории Замоскворечья и наткнулась на Вашу статью. Спасибо большое за такой подробный рассказ и прекрасную подачу материала! А где, когда и для кого Вы проводите экскурсии?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2013-09-20 10:36 pm (UTC)
Провожу для всех желающих, вот здесь расписание в том числе моих экскурсий:
http://moscowwalks.ru/
С октября думаю только по выходным буду водить.
Если интересно Замоскворечье, то по нему у меня 4 маршрута, и ещё два по острову.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lutna
2016-03-18 04:58 pm (UTC)
Александр, спасибо за пост! Моего деда в 1909 г. крестили в ц. Иоанна Воина на Якиманке (и крестили его двоюродных братьев, как я выяснила в архиве).

Не знаете ли Вы случайно, «дом Силина» и «дом Пичугина», видимо, в окрестностях этой церкви, – что это могли быть за дома? Частные маленькие или доходники? Где вообще можно посмотреть по собственникам дома в районе Якиманки? (Именно там, как указано в метриках, жили мои предки и дядя моего дедушки в 1909-1912 гг.)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: d_in_o
2015-06-03 05:01 am (UTC)
Александр, доброго дня!

Искала информацию о доме 40 по Якиманке - нашла Ваш чудесный пост, зачиталась! Спасибо Вам за такое исследование о любимой Москве!

Скажите, пожалуйста, а есть ли у Вас экскурсии тематические, по модерну московскому, например?
(Reply) (Thread)
From: vitaly76
2016-03-11 12:52 pm (UTC)
А при Сталине, выходит, как-то бережнее к архитектурному облику Москвы относились?
(Reply) (Thread)