?

Log in

No account? Create an account
Исчезнувшая Москва. Немецкая слобода и окрестности. - Alexander Ivanov [entries|archive|friends|userinfo]
Alexander Ivanov

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Исчезнувшая Москва. Немецкая слобода и окрестности. [Mar. 30th, 2010|06:43 pm]
Alexander Ivanov
[Tags|, , , , , , , ]
[Current Music |REM - Losing My Religion]

Бауманская улица и окрестности, даже сейчас – довольно сохранившийся исторический район, по сравнению с другими районами за Садовым кольцом. Но несмотря на это, очень многое снесено в 1970-е – 1980-е. Большие потери понес район Бакунинской улицы при строительстве 3-го транспортного кольца, в 1986-87 годах. Стёрт с лица земли Спартаковский переулок – один из наиболее колоритных переулков района. Снесена большая часть уникального объекта - немецкого рынка, который занимал несколько кварталов. От старой застройки самой Бакунинской улицы почти ничего не осталось. В переулках немецкой слободы создан архитектурный хаос. Я сделал 14 фотосравнений, сфотографировал с тех же точек места, что были отсняты в 1970-е – 1980-е годы.
Чтобы ещё более наглядней показать, что и где снесено и как изменился район, я на куске карты 1964 года залил оранжевым дома, которые сохранились.





Карта района по состоянию на 1964 год. Оранжевым залиты дома, которые сохранились до нашего времени. Зелёными цифрами отмечены точки, откуда были сделаны кадры, также показаны направления съёмки.



Итак, начнём нашу прогулку от Бауманской, бывшей Немецкой улицы. Сворачиваем на Ладожскую, переносимся в 1980-й год, и перед нами открывается вот такая картина:
1.


Сегодня с этой же точки мы видим это:


Поразительно, как изменилось это место. 30 лет назад - тишина и безмятежность.. и какая-то загадочная пустота… как бы я хотел пройтись по той Ладожской улице, не видя этого моря машин, людей, сараев и унылых коробок…
Правая сторона Ладожской улицы снесена в середине 1980-х годов. Левая сторона, часть немецкого рынка – сохранилась, здание на стрелке улиц Ладожской и Фридриха Энгельса реконструировано. Некоторые считают, что немецкий рынок – это лишь этот треугольник. На самом деле он занимал гораздо обширную площадь, ещё далеко по Ирининской улице и окрестным переулкам (сейчас ул. Фридриха Энгельса) шли его строения. Сейчас осталось всего два фрагмента – эта самая стрелка и несколько домов по другую сторону улицы Энгельса чуть подальше, до Спартаковского переулка. Причем часть строений стрелки снесена в прошлом году, сейчас на месте них строят бетонные новоделы.

Пройдём вперёд по Ладожской, свернём налево в Волховский переулок, и вскоре дойдём до местной «площади 5 углов», от которой расходятся улица Фридриха Энгельса в две стороны, и переулки: Спартаковский, Малый Гавриков и Волховский. Так выглядело это место в 1980-м году:
2.


Вокруг нас торговые строения Немецкого рынка. Справа, пристроенное к лавкам двухэтажное здание, стоящее на углу с Малым Гавриковым переулком, № 2/1 – это главный дом городской усадьбы В.Г. Таланова. Построен в 1830-е годы, но позже перестраивался, пока не приобрёл окончательный вид в стиле модерн в 1910 году. Здание снесено в 1986 году…

Так это место выглядит сейчас:


Всё, что сохранилось – фрагмент Немецкого рынка по улице Фридриха Энгельса. На месте Спартаковского переулка прорублено 3-е кольцо. На соседней Бакунинской улице на месте исторической застройки построены многоэтажные дома.

Пройдём 100 метров до перекрёстка. Перед нами во всей красе открылся Спартаковский переулок:
3.


С двух его сторон опять же торговые здания немецкого рынка, с характерными архитектурными элементами – декоративными арками. А дом впереди слева – легендарные палаты Щербакова, здание 18 века, которое стало символом борьбы с уничтожением архитектурного наследия Москвы. Когда прокладывали 3-е кольцо, в 1987 году, хотели сравнять с землёй и этот замечательный памятник, но защитники Москвы отстояли его.
Вид переулка завораживает… уникальное место было, ничего подобного в Москве больше нет. Все здания снесены в 1986 году, теперь место совершенно безлико, и лишь одинокие палаты Щербакова держат угол улицы и переулка, все дома по которому исчезли:


Что мы получили? Памятник вырван из среды, в которую так гармонично вписывался. Теперь он кажется иноземцем, совершенно чужеродным в окружении пустоты и современных домов. Кстати, если сравнивать две фотографии, то хорошо видно, что можно было сохранить длинное торговое строение слева. Можно провести прямую и видно, что красная линия переулка не передвинута, он не расширен. То есть сносом этого дома лишь создана «градостроительная дыра».

Ну а мы все в том же 1980-м году пройдёмся по переулку, до перекрёстка с Бакунинской улицей. Посмотрим направо и увидим, что часть улицы уже реконструирована и застроена панельными башнями. Ну а ближе к углу Спартаковского переулка ещё стоят 4 старых дома:
4.


Эти дома снесены тогда же, при расчистке места для 3-го кольца, в 1986-87 годах. Частично на их месте кирпичный дом начала 1990-х:


А мы снова в 1980-м году и идём дальше по Спартаковскому переулку, который продолжается и за Бакунинской улицей. Пройдём 3 дома и оглянемся назад:
5.


Как видно, в этом районе встречались не только 2-х этажные торговые здания, но и вполне добротные 5-6 этажные доходные дома, один из которых видно на левой стороне переулка. Впереди видны всё те же палаты Щербакова, а замыкает перспективу переулка перестроенная в модерн усадьба Таланова, о которой я писал выше.
Сейчас от этого всего и следа не осталось, ну за исключением палат, конечно. Прямо здесь прошло 3-е кольцо:


Противно и больно мне появляться в этом месте… и ещё больнее сравнивать со старой фотографией.

Пройдём ещё дальше, до Спартаковской площади. К сожалению не было резкой фотографии, пришлось увеличивать маленькую. Но представление о том, что было, она передаёт. Удивительно цельный и гармоничный ансамбль площади, и живописный ряд домов по Спартаковскому переулку, с нарастающей высотой, два-три-пять этажей:
6.


Сейчас место совершенно неузнаваемо. Абсолютно не за что зацепиться. Вместо целых старых кварталов – унылые панельные и кирпичные коробки…


Я когда первый раз увидел старую фотографию, просто не поверил, что такое могло здесь быть, с надеждой подумал, что может быть ошибка и это другое место…

А мы продолжим наш маршрут по Переведеновскому переулку, который до 1970-х – 1980-х годов был почти весь застроен милыми 2-этажными домами. Можно было зайти в арку любого из них, и перед нами открылся бы уютнейший дворик с садом совершенно провинциального вида. Всё это стёрто с лица земли, и от старой застройки переулка почти ничего не осталось. Фотографий переулка, к сожалению, пока не нашел.
Доходим до Балакиревского переулка, сворачиваем направо, пересекаем Бакунинскую улицу, и по 1-му Ирининскому выходим снова на улицу Фридриха Энгельса. Проходим чуть ближе к центру, оборачиваемся назад и видим:
7.


Сейчас же и смотреть не хочется на это место:


Хотя по сути-то снесено всего 3 дома на переднем плане, дальше старые дома стоят и сейчас. Но всё впечатление от улицы испорчено…

Пройдём дальше к окраине по этой улице до её изгиба, и дворами выходим на Бакунинскую улицу. Замечательный деревянный домик стоит на углу с Переведеновским переулком.
8.


И теперь на его месте пустырь. Зачем, спрашивается сносили?


А мы садимся на троллейбус, и возвращаемся на нём назад, к Бауманской улице. Выходим на остановке «метро Бауманская» и добираемся до Денисовского переулка.
Это мой любимый переулок слободы, хоть от него осталась лишь треть исторической застройки, он все-равно сохранил свой дух и колорит. В 1970-е годы он выглядел так:
9.


А сейчас:


Перспективу теперь замыкает детский сад, уместный где-нибудь в спальном районе на окраине, но никак не в Немецкой слободе. И деревянный дом слева заменён унылым сараем.

Доходим до Большого Демидовского, сворачиваем направо, и у через пару квартальчиков мы на углу с Бригадирским переулком. 1980-й год. Так выглядит Большой Демидовский от этого угла:
10.


Цельность квартала слева нарушена уже в 1990-е годы. Снесён деревянный дом, и совсем недавно – 4-х этажный доходный. Сейчас на его месте строят новодел, якобы «воссоздавая». А дом на углу справа выселен. Зелёная сетка говорит о том, что его ждёт участь домов напротив…



Добираемся переулками до площади Разгуляй, туда, где сходятся Старая и Новая Басманные улицы. Переносимся в начало 1970-х годов. Стрелка этих двух улиц:
11.


Эта площадь – ещё один пример варварского разрушения среды и создания градостроительных дыр. Причем снесены дома как-раз на углах, по обе стороны улицы, именно самые важные градостроительные объекты, которые держали фронт застройки.
Теперь угол выглядит безлико:


Ну а дома напротив:
12.



Почти 30 лет на этом месте был пустырь, а потом, в начале 2000-х, построили «лужковский» псевдоисторический новодел:


Новодел построили с небольшим отступом от красной линии улицы, поэтому угол чуть смещён, если сравнивать с предыдущей фотографией.

Пройдёмся вверх по Старой Басманной. На правой стороне улицы стоял особняк Елагиных, 1894 г. постройки, архитектор И.И. Поздеев. В 1918-1923 гг. в нём размещался Пролетарский музей искусств (первый из открытых в Москве). Вот он:
13.



Снесён в 1972 г. при строительстве многоэтажных жилых домов с магазинами "Галантерея" и "Свет":



Переходим улицу, проходим ещё чуть-чуть вверх, и смотрим назад. Справа – ряд особнячков 19 века, снесённых в 1972, как и особняк Елагиных:
14.


Слева такие же домишки, на месте которых позже построен новый корпус больницы №6. Далее по улице два больших дома, которые сохранились и по сей день. Ближний из них - это особняк, построенный в 1913 году архитектором Масленниковым, удачно надстроенный в послевоенные годы. А соседний дом - доходный, построенный в 1912 году тем же архитектором.



Вот и подошла к концу наша прогулка по этому замечательному району. Хоть он и потерял столько много, все-равно этот район, точнее его часть, Бауманская и Басманные улицы – один из моих любимых в Москве. И уж точно – самый любимый за Садовым кольцом, в пределах Камер-Коллежского вала.

Автор половины старых фотографий - Андрей Зилов.
14-я фотография взята отсюда: http://dinya-ss.livejournal.com/11535.html
9-я - из книги С.Романюка "По землям Московских сёл и слобод".

Посты по теме:
Исчезнувшая Москва. Большая Грузинская улица.
Исчезнувшая Москва. Прогулка по Зарядью.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: p_e_r_f_o
2010-03-30 03:01 pm (UTC)
Всюду ад, разве что на 9-ой белый дом справа и на 8-й дома выглядят прилично.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:18 pm (UTC)
Да, увы.. эх, на карте ещё много чёрных пятен, старых фотографий их пока не нашёл.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vienrose
2010-03-30 03:15 pm (UTC)
Насколько очаровательнее была старая Москва! Спасибо Вам за такие наглядные репортажи!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:19 pm (UTC)
Спасибо, что зашли)
Да, как хочется попасть хотя бы на денёк в ту Москву...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_fizfil
2010-03-30 04:15 pm (UTC)
на десятой фотографии, если сравнивать решётки на балконах углового правого дома, то в 80х она была гораздо красивее
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:06 pm (UTC)
Да-да, заменили на упрощённую версию. А дом жалко...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: scorokhod
2010-03-30 04:29 pm (UTC)
Радует внимание к мелочам, точность, с которой совмещены старые и новые снимки. Вплоть до соблюдения угла завала горизонта на исходной фотографии :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:07 pm (UTC)
Да-да, пришлось заваливать) А как же)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: khebeb
2010-03-30 07:00 pm (UTC)
на моей памяти Переведеновский состоял из каких-то железнодорожных складов, был всегда совершенно безлюдным. Следов поморской моленной (не путать с той, что в Тоемакове) не было уже никаких.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: av4
2010-03-30 05:37 pm (UTC)
Круто! Это ж целая работа, так подобрать кадры.
Получается, что когда я ходил в детский сад (и даже в начальную школу), еще был жив другой город. Я конечно об этом знал, но не думал, что та Москва была НАСТОЛЬКО другой. Обычно ведь в 90-е было принято сопоставлять современность с фотографиями начала ХХ века, дабы доказать радикальность перемен. А тут всего-то 70-80-е.
А тащи к нам в Арх_херитаж, там тоже оценят.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:12 pm (UTC)
ок, завтра выложу в Арх_херитаж. На самом деле как-раз в 1970-е - 80-е снесено намного больше, чем в 30-е. В 30-е ломали в основном точечно, и сносили отдельные значимые памятники архитектуры, а в 70-е зачищали районы за Садовым кольцом полностью. Этому району на самом деле ещё повезло, по карте видно, что сохранилась примерно половина застройки до 1964 года. В некоторых других районах, про них тоже будут посты, снесено 80 процентов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 7th_master
2010-03-30 05:38 pm (UTC)

"Старо-немцко-рыночный буйабес"

М-да-с, мон шер, попали по больному....при мне все это ломали....весьма печально было. Лето 1986, по моему. М-да-с. То, что тогда, каким то чудом, отстояли палаты Щербакова, не восполнило потери колоссального участка старомосковской городской среды.....
М. Гавриков пер. № 2/1 являлся характерным представителем модерна. Этакий маленький пассаж. А вот позади него, справа, вниз, к реке, располагались какие то торгово-мясные склады. В них, на минус третьем этаже, зимой, в огромном котле всегда варили гороховый суп из "бычьих хвостов". Точнее, из всех обрубков и обрезком. Хлебовом этим кормили всех, кто приходил. А приходили все, кто знал, включая шоферню, жэковских ремонтников и "высокое мясное начальство". Супец был хорош-ложка в нем стояла твердо. Похоже было на то, что нынче подают в некоторых "едальнях" под именем " солянка сборная, мясная".
Тогда, будучи нищими студентами, мы еше не знале о вреде холестерина....
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:13 pm (UTC)

Re: "Старо-немцко-рыночный буйабес"

О, спасибо, интересно)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: il_ducess
2010-03-30 06:00 pm (UTC)
Да многое там снесли просто так...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:14 pm (UTC)
Да, вот это обидно больше всего...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alhip
2010-03-30 06:08 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:43 pm (UTC)
Вам спасибо, что прочитали)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: huck_d
2010-03-30 07:04 pm (UTC)
И было не очень хорошо, а стало еще хуже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:05 pm (UTC)
По мне было очень даже хорошо, почему нет?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: retromoscow
2010-03-30 07:27 pm (UTC)

Исчезнувшая Немецкая слобода

Спасибо, Александр! Большую и интересную работу проделал! Правда, горькую.. Пара уточнений:

1) фотосравнение N5
http://city-color.ru/photo//lj/alex/baumanka/05.jpg
http://city-color.ru/photo//lj/alex/baumanka/05_1.jpg
а старое фото - это часом всё-таки не вид из Переведеновского переулка перпендикулярно нынешнему 3-му кольцу? Очень уж похожий серый доходник стоит там и поныне - ещё напротив него наискосок в переулке боковой фасад нынешнего театра "Модернъ" (бывшая Хлебная биржа)


2) http://city-color.ru/photo//lj/alex/baumanka/14_1.jpg
>Далее по улице два больших доходных дома, которые сохранились и по сей день:

вообще-то из этих двух зданий доходный дом только один - дальний, розовый (1912, арх. В.С. Масленников), а ближний, похожий на "доходник" и поэтому часто за него принимаемый - это очень удачная послевоенная надстройка дореволюционного особняка, построенного тем же Масленниковым в 1913. Объём особняка угадывается в нижних этажах здания (кстати, не так давно его подворотню закрыли витиеватой решёткой а-ля ретро, довольно симпатично получилось)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:35 pm (UTC)

Re: Исчезнувшая Немецкая слобода

Насчёт пятой никак нет. Во-первых на 6-й фотографии виден этот же доходный дом, ну и 3-этажный перед ним: http://city-color.ru/photo//lj/alex/baumanka/06.jpg
Во-вторых видны палаты Щербакова и усадьба Таланова)
В-третьих автор фотографии указал точку съёмки)
Ну да, и доходный дом по Переведеновскому немного другой:
http://www.gdeetotdom.ru/images/houses_photo/big/100/1232535/100000/128150/326655/4_1.jpg

Насчет Басманной помнил смутно, что вроде один из них в сталинское время перестроен, спасибо за уточнение! Исправлю)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: rushly_wind
2010-03-30 07:31 pm (UTC)
Мда... Какое же все раньше было духовное, продуманное, по-настоящему архитектурное.!
А современными темпами и идеалами, схемами развития экономики Москвы полностью была забыта архитектурная часть - пол-но-стью. Это заметно в каждом новом строительстве - абсолютно отсутствует какая либо градостроительная концепция. Ну разве же так можно?!
Я достаточно гулял по Басманной, но, конечно, старые фотографии открывают этот колорит и вкус
намного сильнее, ярче, впечатлительнее.

И неустанно, с каждым моим подобным размышлением, или просто воплем разума от утраченных ценностей возникают вопросы -
а как можно было бы иначе.?

Я постоянно прихожу к выводу, что достаточно большой группе людей, Архнадзоровцам, и приближенным к ним зодчим, студентам или мастерам нужно не только замечать, и предотвращать
жестокое разрушение,
но и - понимая, что столица, с её судьбой и бурной магистралью не стоит на месте - разрабатывать, предлагать, создавать, рассматривать варианты.

Варианты возможного решения ситуации.
Ни кто не будет отрицать, что от увеличения используемых площадей - а значит, многоэтажности - никуда не уйдет.

Так давайте думать! Имея на то мозги, чувства, и вкус - давайте делать лучше, чем делают сейчас!

P.S. Алекс, твоя работа как всегда на пределе качества, выполнено с точностью.) Хорошая трудная и нужная работа.) Спасибо большое!.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:40 pm (UTC)
Да, полностью согласен. Главный вопрос - в качестве архитектуры. Хороший тому пример - европейские города. Там тоже строят новые дома, но их идеально вписывают в среду... у нас же таких примеров - единицы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: drenea
2010-03-30 07:32 pm (UTC)
Интересно было почитать, спасибо!
Ни разу не была в этом районе. Надо бы прогуляться там, пока его не совсем раздестроили.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 07:41 pm (UTC)
Да, рекомендую прогуляться по району) Есть ещё много интересностей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: athenogen
2010-03-30 09:50 pm (UTC)
Такое впечатление что будто всё произошло в результате ковровых бомбардировок. Так на Ваших фотографиях напоминает результат, который возникает когда рассматриваешь фотографии довоенного Берлина. Но Москва-то не пережила ковровых бомбардировок? У англо-американцев было целью не только ослабить моральный дух населения Германии, но сознательно уничтожить историческую память народа - о чём известно из сохранившихся документов. То как я смотрю на Ваши фотографии, я думаю, что в СССР у руковдство стояли люди, которые преследовали теже цели, что и командование англо-американсх вооружёных воздушных сил. Возможно при этом достижение цели коммунистами СССР было более успешно, чем это то произошло у союзников СССР во 2-ой Мировой Войне.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 10:00 pm (UTC)
Да, вот точно. Согласен... Действительно у властей была ненависть ко всему старому, не советскому. По генеральному плану 1971 года хотели всё за Садовым кольцом снести, и построить фактически новый "социалистический" город из панельных коробок. Это хорошо ещё, что планы реализовались только частично...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: sergij_german
2010-03-30 10:20 pm (UTC)
Спасибо! Приятно было вспомнить старую Москву. Ценный труд, хотя и очень горько осознавать, что город во многих районах безвозвратно утерян.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_i1
2010-03-30 10:22 pm (UTC)
Да, такие посты делать очень интересно, но больно...
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>